Патриарх Кирилл обеспокоен распространением язычества среди спецназовцев

Языческие идеи становятся популярными среди спортсменов и бойцов спецназа — это результат бездействия со стороны Церкви, заявил патриарх Кирилл.

«Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов сейчас становятся популярными некоторые языческие воззрения, то вначале отнеслись к этому как к некой странности, абсолютному исключению из правил. А потом, после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среди военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций (где присутствует постоянный риск для жизни), становятся популярными среди определенной части спортсменов и военнослужащих языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку», — заявил предстоятель Русской Православной Церкви на заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.

На это, подчеркнул он, нельзя смотреть безразлично. Потому что спортсмены и участвующие «в опасных для жизни военных операциях защитники Отечества» нуждаются в духовной поддержке. К тому же если они будут «мотивировать себя языческим мировоззрением, языческими культами», то «ничего хорошего из этого не выйдет».

Как отметил Патриарх, бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни «нередко превращается в возрождение языческих культов, в том числе языческого отношения к человеческому телу».

6 июня 2018

РИА Новости https://ria.ru/religion/20180606/1522169513.html


ПРАВОСЛАВИЕ И НЕОЯЗЫЧЕСТВО. ГДЕ ПРАВДА?

Настоящий спецвыпуск альманаха «Православие» посвящен феномену славянского неоязычества («родноверия») и включает подборку материалов с разбором полемических аргументов, выдвигаемые неоязычниками в споре с христианством.

Читать по ссылке: https://profilib.net/chtenie/18410/georgiy-maksimov-pravoslavie-i-neoyazychestvo-gde-pravda.php


Родноверие, неоязычество и Православие

Скачать аудио.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Василенков, глава Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга.

— Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий — Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях глава Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Димитрий Василенков.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей на начало.

— Здравствуйте, дорогие братья и сестры, Божие благословение да пребудет со всеми вами.

— Тема нашей сегодняшней передачи «Неоязычество и Православие».

Поясните, пожалуйста, что такое неоязычество.

— Неоязычество само по себе не есть возвращение к тем древним верованиям, которые были присущи нашим предкам в стародавние времена. Неоязычество — скажем так, это некий новоиспеченный пирог, более ньюэйджского характера, предложенный нашей интеллигенции, а главное — нашей молодежи, для того чтобы в том числе лишить их возможности созидательно трудиться на благо веры и Отечества.

Неоязычество, как некий псевдопродукт, по своей идеологии близок к тем сектам, что у нас существуют, или, к сожалению, даже страшнее их. Неоязычество — это не возвращение к корням, хотя есть определенная группа, которая старается изучать древние верования. К сожалению, это тот флаг, который сейчас поднимают современные молодежные группировки экстремистского толка. Как правило, это идеология, агрессивно настроенная и по отношению к нашему современному Отечеству, и к власти, и особенно Православной Церкви.

К сожалению, мы имеем такую печальную перспективу, и беда в том, что среди нашей молодежи, причем молодежи, неравнодушной к судьбам нашего Отечества, социально активной, которую действительно задевают проблемы, что сейчас существуют, именно на них направлена эта идеология. Беда в том, что социально активная молодежь, которая могла бы принести много пользы, благодаря этой идеологии, выступает более в конфронтации к нашему современному обществу, и как мы сейчас уже ощущаем, плоды этого горьки.

— Каковы же основы верований в неоязычестве?

— Это попытка реанимировать древние языческие верования. Мы имеем некие представления о древнеславянских верованиях, существуют и научные труды современных историков и историков советского периода. Но здесь, скорее, попытка создания некоего «нового продукта», новой идеологии под видом древнего неоязычества, которая, думаю, имеет мало отношения к славянскому язычеству.

Существуют и определенные признаки — это, прежде всего, ненависть к православной вере, особенно проявляющаяся в крайних формах неоязычества. Это некое мифотворчество, не основанное ни на каких исторических документах, напротив, здесь происходит отрицание и современной, и древней истории. Делегируется, что будто существующие документы были придуманы христианами, подобно тому, как секта «Свидетели Иеговы» обвиняет христиан в том, что ими якобы было переписано Священное Писание, и им ничего невозможно уже доказать, так как для них Священное Писание не является источником. Для того чтобы понимать, толковать Священное Писание, необходимо знать переводы, иметь специальные знания.

Так и в неоязычестве: трудно что-то объяснить без специальных исторических знаний. Исторических данных, источников, на которые можно опереться, практически нет, и неоязычники обычно оперируют псевдоапокрифами, не имеющими никаких оснований. Существующая историография считается ими испорченной, ложной, переписанной, поэтому очень трудно вести разговор с молодыми ребятами, которые зомбированы этой идеологией. Заражаются ей отнюдь не те, кто любят заниматься наукой, чаще всего, это культ силы, ему подвержена молодежь боевая и социально активная, которая идет служить в армию, войска специального назначения.

Это определенный культ силы: что мы, мол, были сильными, пока не пришли христиане, которые нас изуродовали и уничтожили — обычно это преподносится так, и ребят это привлекает.

Например, наш боксер Александр Поветкин снял крест, объявил себя неоязычником. Сколько молодых ребят, которые увлекаются спортом, для которых он был примером, пойдут его путем. Здесь очень важный момент — погибель души человеческой, но и в общественном плане здесь возникают большие проблемы. К сожалению, если взять современные события на Украине, в так называемом «правом секторе» достаточное количество неоязычников. В том числе неоязычники, поддержавшие евромайдан, есть и в Санкт-Петербурге. Господин Истархов, написавший книгу «Удар русских богов», сам ездил на майдан. На его социальных страницах можно прочитать очень жесткую критику власти и церкви. Недаром во время событий на майдане, когда шла война с «Беркутом» присутствовал и наш русский легион, они как-то нашли общий язык.

У нас в Санкт-Петербурге есть полунацистские или нацистские организации, которые поддерживали майдан, и 1 мая шла колонна наших националистов нацистского плана, которые высказываются в поддержку тех людей, что сейчас убивают и жгут на Украине. Даже у нас в стране действует эта идеология, которую определенные силы используют в своих целях.

Еще в апреле 1942 года Гитлер писал о том, что немцы готовы поддерживать в оккупированных русских деревнях распространение любых верований и культов, вплоть до магических, — все, что способствует разъединению единого русского пространства. Это самая главная опасность, и эти слова Гитлера сейчас культивируются у нас, мы видим их исполнение. У древних славян в каждой деревне были свои боги, свое понимание богов, князь Владимир до крещения Руси пытался создать единый пантеон, но ему это не удалось. У чувашей, мордвы, финно-угорских племен было свое язычество, не имевшего отношения к язычеству славянскому.

— Вопрос телезрительницы из г. Ульяновска: Я принимала крещение в Евангельской христианской Церкви, проводилось водное крещение с единым погружением в воду. Сейчас я хочу принять православие, священник,  к которому я обратилась, сказал, что мне надо вновь креститься в Православной Церкви. Но ведь в «Символе веры» говорится: «Исповедую едино крещение»?

— Мы крестим в троекратное погружение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мне трудно что-то утверждать, не зная догматического учения данной протестантской деноминации. Если же в ней крестят лишь однократным погружением, то, наверное, надо креститься так, как крестили и апостолы, и первые христиане, то есть погружением троекратным. Думаю, если батюшка так говорит, стоит его послушать и креститься.

Возвращаясь к нашему разговору, очень важно понять отношение ислама к язычеству. Ведь в нашей стране живут не только славянские народы, финно-угры, у нас достаточно населения, исповедующего ислам. Если, допустим, для традиционного ислама, с которым мы мирно и с уважением сосуществуем в России долгое время, мы — люди Книги, то к язычеству у них довольно неоднозначное отношение.

Мне пришлось бывать  в воинской части, где сложилось одно небольшое подразделение, в котором одни неоязычники. Рядом православные ребята. Живут они, как кошка с собакой. Одно воинское подразделение, а дух какой-то нездоровый. В этой же части служат и мусульмане, и они попросили меня встретиться с ними. Разговор был интересный, и в частности я задал им вопрос о том, как они относятся к неоязычникам, на что они ответили: «мы их шайтанами называем». Это уже разделение не только единого русского пространства, но уже разделение страны: растаскивай нас теперь по кусочкам.

История Древней Руси говорит, что, когда в каждой отдельной местности были свои боги, славяне торговали друг другом, выражаясь современным языком, на этом был построен бизнес. И мы будем возвращаться к этому? Те, кто живут в Новгороде, уже не будут считать своими тех, кто живет в Петербурге. Ведь у нас уже есть организация «Ингрия», которая готова строить вольный город со Швецией, Финляндией. К сожалению, найдется много тех, кто готов растащить Россию по кусочкам.

В том, что воздействию этой идеологии подвергаются, прежде всего, неравнодушная молодежь — наша беда, и беда, в том числе нас, православных. Значит, мы где-то не дорабатываем, что-то делаем не так, потому что это наши дети.

— Хотелось бы спросить Вас от лица всех родителей: как вовремя понять, что дети уклоняются в подобную неоязыческую организацию?

— Есть древняя поговорка о том, что если родители вовремя не молятся за детей, то потом они начинают их отмаливать. Если родители хотят помочь своим детям, надо начинать с себя. Надо просить помощи у Бога и воспитывать детей в вере.

Когда приходится освещать квартиры, то сразу видно, как воспитывается ребенок в конкретной семье. Вокруг ребенка всегда создается видимое пространство, и когда видишь книжки про вампиров, игрушки ужасные, понятно, что ребенок уже оторван от истории своего Отечества, уже воспитывается в псевдо-вакууме. Бывает, что и вовсе не воспитывается: «на тебе, малыш, планшет, и не мешай нам».

Когда ребенок воспитывается в любви к Отечеству, когда создается определенное информационное поле, родители рассказывают о вере и Отечестве, у него совершенно иные интересы, и он растет другим человеком.

Если же где-то проглядели, то надо начать с себя. Во-первых, молиться за такого ребенка, во-вторых, личный пример. Изучай сам то, что может быть интересно ребенку. Если интересна история Отечества, становись сам специалистом, сиди, читай книги, чтобы можно было аргументированно ответить на интересующие его вопросы или помочь ему в чем-то разобраться. Воспитывать ребенка — это гигантский и титанический труд, это дело всей жизни. Надо отходить от своего эго и переключаться больше на ребенка. Независимо от того, какие именно трудности испытывает ребенок, путь всегда один: начни с себя.

— Вы говорили о том, как известный боксер снял с себя крест и перешел в неоязычники. Получается, это наше упущение, что человек был крещеный, но не воцерковленный?

— Да, и это говорит о том, что мы должны более серьезно относиться к работе с молодежью, потому что, на самом деле, это очень непросто. Со студенчеством работать легче, высшее образование дает определенный стиль мышления, критический аппарат. Но есть целый пласт молодежи, где обучается рабочая молодежь, это бывшие ПТУ, СПГТУ, техникумы, колледжи, лицеи. Эта молодежь потом идет служить в армию. С ними я встречаюсь в Вооруженных Силах, но здесь, в городе она не охвачена проповедью, и молодежь в большинстве своем предоставлена самой себе. Поэтому надо, прежде всего, обратить внимание на все слои современной молодежи, в том числе рабочей.

— Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: С 1 сентября моя крестница пойдет в 1 класс школы — казачий класс. Расскажите, пожалуйста, об обучении в казачьих классах, существуют ли они по всей России или имеют региональный характер?

— Обычно казачьи классы создаются в местах компактного проживания казаков. Казачество — часть нашего народа, которой было поручено именно воинское служение. Как любили говорить в Запорожской Сечи: это такие «православные рыцари».

К сожалению, над казачеством пронеслись страшные бури, многие были уничтожены, сосланы в Сибирь, Казахстан, но полностью уничтожить его не удалось. Много казаков живут на Кубани, в Ростовской области, в Питере поменьше, поскольку это не традиционное место для проживания казаков.

Казачьи классы — это попытка воспитывать своих детей в казачьих традициях: в любви, в преданности Отечеству, вере православной. В том числе изучают «Закон Божий». Если родители казаки, то думаю, для ребенка учеба в таком классе будет во благо. Насколько мне известно, казачьи классы вводятся в школе при участии официальных казачьих организаций и органов власти. Думаю, для Вашей крестницы будет только польза, если она будет воспитываться в нравственных категориях, свойственных нашему святорусскому народу. Чтобы быть уверенной в образовательном уровне, изучите предметы и программы обучения.

— Вопрос телезрителя: Можно ли сказать, что и среди православных остаются языческие пережитки. В частности, в том, каким образом происходит поклонение всевозможным православным святыням?

— Уничтожая православие, наша атеистическая власть, скорее всего, способствовала тому, что в народе неосознанно появились основанные на атеизме языческие верования. Человек без истинной веры ищет, где ему приткнуться, сам создает для себя какие-то психологические подпорки, которые зачастую являются своеобразным бытовым язычеством. Многие запутывают себя в паутину фобий, привычек, обычаев, которые сами для себя устанавливают. Это и определенное бесовское воздействие на человека: загнать в паутину, а христианство дает свободу.

В том, что касается поклонения чудотворным иконам, все это индивидуально. Может быть, кто-то и подходит на поклонение с нехристианскими мотивами, но есть и те, кто с искренней верой подходит поклониться святыне. Когда к нам в Санкт-Петербург привозили Пояс Пресвятой Богородицы, и стояли огромные очереди, думаю, что все же большинство шло с искренним желанием почтить Матушку Пресвятую Богородицу.

— Не может ли казачество быть своеобразной альтернативой неоязычникам?

— Альтернатива неоязычеству — укоренение в вере православной.  В казачестве тоже есть люди, которые пытаются внести раскол и в него.

То, что произошло с Александром Поветкиным, печально, но у нас остаются люди, которые будучи православными, остаются великими спортсменами и примером для нашей молодежи: Федор Емельяненко, например, можно назвать много других. Сколько православных героев-воинов. На Кавказе, где мне приходится часто бывать, есть много ребят, кто душу свою за веру положили. Вся история нашего Отечества показывает нам такие образцы, только надо внимательно изучать ее.

Если посмотришь, как мало внимания в современных школьных учебниках уделяется изучению древнего периода нашей Руси, то понимаешь, что человек просто не имеет знаний об этом, а такого человека легко одурить, нарассказывать всяческих сказок. Детей надо серьезно и нормально учить истории. Человек, не знающий истории своего Отечества, первый кандидат, который может легко заблудиться. Как и человек, не знающий своей веры, первый кандидат, чтобы потеряться. Князь рода человеческого готовит достаточное количество ям для такого человека, и неважно, какая именно это «ямка»: неоязыческая, псевдохристианская или какая-то другая.

Если говорить о важных моментах создания общецерковной программы, мы должны иметь два моменты.

Первое — это момент отрицательной критики: нужно разбивать всевозможные псевдоисторические мифы. Необходимо печатать достаточное количество хорошей исторической литературы. Зайдя в магазин «Буквоед», видишь, что полки забиты именно этими мифами. Для того чтобы купить книгу, написанную признанным историком, это одна-две книги на сто всевозможных мифов и опусов. Здесь необходима и государственная программа, надо как-то ограничивать лжеинформацию. Необходимы усилия и церковно-исторической, и современной исторической науки. Надо проводить конференции, печатать их материалы, доводить информацию до молодежи.

Второй момент — положительный, то есть нужно дать что-то иное. Если чашку с ядом забрали, то надо поставить чистой воды, ведь человек хочет пить. Мы должны работать с молодежью, и у нас для этого достаточно возможностей. Поскольку это активные молодые ребята, которые готовы любить и защищать Родину, у нас для этого есть достаточное количество военно-патриотических клубов, всевозможных молодежных организаций. Но, к великому сожалению, приходится выживать, кто как может.

В Санкт-Петербургской епархии, например, работает целая программа: мы проводим военно-исторические слеты, к нам приезжают ребята со всей России, ребята играют в военные игры, учатся защищать Родину. Существует детский военно-исторический форум «Александровский стяг», на который приезжает около 200 ребят со всей России. Много придумать много и других мероприятий, молодежь тянется к этому. Другое дело, что нам без государственной поддержки, без поддержки общества, невозможно вытянуть все. Надо, чтобы и государство, и Церковь, и общество — все вместе занялись воспитанием молодежи. Наша задача, чтобы и мы, православные, создавали такие программы. Понятно, что молодежь неоднородна, и для каждого слоя мы должны найти слова.

Мы уже подходим к тому, чтобы реализовать в Санкт-Петербурге центр духовно-патриотического воспитания молодежи, где были бы и музейные мощности, и военно-патриотические, и спортивные, и которые бы давали возможность молодым ребятам, молодым клубам заниматься бесплатно при таких центрах. На самом деле, это проблема, ведь сейчас за все приходится платить. Хочешь отдать куда-то своего ребенка — заплати, хочешь чему-то научиться — заплати. Клуб создали, ребята собрались, тренер есть, но ему ведь надо на что-то жить, поэтому ему надо платить. Если мы не начнем все вместе решать эти проблемы, то беда  будет только прогрессировать, а потом будет поздно кричать «караул».

На Украине народ стравили под черно-красными флагами, у нас тоже найдут возможность, под какими флагами стравить. У нас тоже есть скинхеды, которые готовы идти резать и убивать. Православный человек ни за что не будет убивать женщин и детей, даже пресекая зло. Есть люди, которые будут это делать. Это наши враги прекрасно понимают: стравили друг с другом, остальные «подтянутся».

Мы должны понимать, что ситуация очень тревожная. Мне приходилось встречать неоязычников и в элитных подразделениях, и даже в суперэлитных подразделениях, когда на пальце кольцо с эсесовской свастикой. Проблема стоит очень серьезно, поэтому мы и должны объединять наши усилия. Мне приходится работать с воинскими подразделениями, и когда приезжаешь, до двух-трех ночи идут разговоры о вере, Отечестве, истории. Значит, эта проблема волнует молодежь, и ей помогают заблудиться.

— Вопрос телезрительницы из г. Саратова: Мой вопрос не совсем по теме, но хотелось бы узнать, почему священнослужители благословляют военнослужащих на какие-то военные действия. Ведь Бог нелицеприятен, для Него неважно, какой мы нации, и Он не хочет, чтобы люди убивали друг друга?

— Мы, христиане, живем в мире. История мира — это, прежде всего, история Церкви, история спасения человечества. К сожалению, на этой земле существуют силы, которые пытаются уничтожить Церковь и христиан. Какие гонения были раньше, и они продолжаются сейчас: посмотрите, как убивают в Сирии, даже детей. Как нам защитить себя?

Воинское служение не отвергается Богом. Если мы внимательно читаем Священное Писание, мы видим, например, что когда воины пришли к Иоанну Предтече, он не сказал им, оставить воинское служение, но сказал, чтобы лишь не брали чужого, но честно выполняли свой долг.

Ведь воин исполняет данную заповедь: нет больше той любви, если кто положит душу свою за ближних своих. Мы вынуждены жить в мире, пораженном грехом, где есть люди, скорые на пролитие крови. Как сказано: взявший меч от меча и погибнет. Но как это произойдет? Если человек, скорый на пролитие крови, берет меч, чтобы творить беззакония, то Господь Бог вручает меч тем, кто может остановить этого человека.

Посмотрите и на историю Ветхого Завета. Есть заповедь: не убий, но есть конкретное повеление Божие, чтобы зло пресекалось даже в народе израильском. Если мы сами скоры на пролитие крови и творим беззакония, то не будем иметь никаких оправданий перед Богом. Но если мы не будем защищать свой народ, то произойдет то, примеры чему мы уже имеет здесь и сейчас. Смотришь фотографии из Сирии с распятыми людьми, распятыми детьми, изнасилованными женщинами, и страшно становится. Разве мы должны это допустить? Какие же мы христиане? Как тогда исполнить заповедь: душу свою положить за ближних своих? Своих врагов я должен прощать, но если убивают моих ближних, как быть?

Конечно, надо стараться решать конфликты мирными методами: стараться договариваться, останавливать, чтобы кровь не проливалась. Если мы христиане, то мы должны изыскивать все возможности к миру: блаженны миротворцы. Но если таких возможностей нет, если враг идет, чтобы уничтожить, как это было в Великую Отечественную войну: резали, сжигали деревни. Как их остановить? Человек идет не для того чтобы убивать, но чтобы защитить и не дать совершиться беззаконию. Человек берет на себя такую великую ответственность, понимая, что пролитие крови оставляет шрамы на душе. Раньше христиане, возвращаясь с войны, исповедовались. Мы не пацифисты, мы активные борцы со злом, прежде всего, внутри себя, но Господь дает нам власть пресекать и внешнее зло.

— Христианство говорит о любви к Богу, о любви к ближнему и о спасении души. Кто хочет этого, принимает христианство. А чем привлекает неоязычество?

— Мифы. Там есть своя прекрасная мифология: жили древние славяне своим чудесным мирком, и все у них было замечательно, пока не пришли страшные жидо-христиане, которые устроили страшное беззаконие. До этого же была Великая Русь, были великие воины, нас все боялись. Псевдокульт силы с нацистским душком привлекает человека, неравнодушного к судьбе Отечества. Человек видит проблемы в государстве тут и там, может столкнуться с ними в церкви, но мы должны понимать, что здесь и бесовское воздействие, за каждым таким движением стоит сатана, который, «аки лев рыкающий», ищет, кого погубить. Может быть, это одно из самых важных — невидимое воздействие нечистой силы на душу человека, который открывает ее для всех псевдобредней. Как наркоман, употребляющий наркотик, испытывает эйфорию, понимание того, что ты попался, происходит не сразу. Так же душе, которая ищет и не может найти, дается этот псевдонаркотик, будь то неоязычество или еще какой-то суррогат. Человек подсаживается на него, когда произойдет пробуждение неизвестно, некоторые так и погибают.

— Существует ли какой-либо культ у неоязычников?

— У каждой группки свои наработки. Где-то это на «любительском» уровне, а некоторые приходят и к жертвоприношениям, возможно, даже человеческим. Культ ненависти, культ врагов подпитывается постоянно, и обычно неоязычники скоры на пролитие крови. Посмотрите на события, которые произошли в Южно-Сахалинске: человек взял автомат, зашел в храм и убил двух христиан.

Так как неоязыческих сект достаточное количество, и каждая группка формирует свою псевдоидеологию, у каждой свои псевдоисточники, то между собой они живут немирно, но всех их объединяет ненависть к православию. Для большинства из них мы враги, причем враги идеологически мотивированные. Для какой-то части серьезная мотивация — неприятие сегодняшней власти. К сожалению, эта идеология распространяется.

Приходится бить в колокола. Провели две конференции, подготавливаем издание определенных материалов. Что касается официальной критики, ее очень мало, можно найти в интернете какие-то статьи, но зайти в магазин и купить специально собранные сборники невозможно. Сейчас мы видим, что это серьезная болезнь, поэтому и для нашей исторической науки, и церковно-исторической науки, и миссионерской работе является задачей создание учебников, сборников, которые мы могли бы дать тем, кто работает с молодежью. Сейчас приходится самим искать, перечитывать, но пора совместно рождать серьезную программу по выведению нашей молодежи из-под такого вражеского влияния.

— Большое спасибо, батюшка. Программа наша, к сожалению, заканчивается. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

— Бог благословит вас, дорогие наши телезрители. Как бы тяжело ни было, выстоим. С нами Господь наш.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

13 июня 2014

СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/peredachi/rodnoverie-neoyazychestvo-i-pravoslavie

Служу с верой © 2018