Росгвардия провела пресс-тур в мастерскую, где пишут иконы для Главного храма ведомства

14 ноября в Москве в иконописной мастерской «Во имя преподобного Алипия Печерского» представителей СМИ ознакомили с процессом написания икон и открыли секреты создания церковного убранства для главного храма Росгвардии.

Руководитель мастерской Юрий Мазин рассказал о ходе работ по созданию иконостаса, а мастера-иконописцы продемонстрировали разные этапы написания икон и даже дали возможность желающим проверить свои художественные способности с кистью в руках.

Для иконостаса главного храма Росгвардии в соответствии с древними образцами и традициями создается уникальный художественный ансамбль с учетом общей стилистики храмового комплекса. Работа ведется в тесном сотрудничестве с духовенством и досконально выверена с точки зрения богословия и канона. Каждая икона создается художниками с молитвой и постом в строгом послушании старшему художнику и духовенству.

Состав икон в иконостасе имеет богословское обоснование. Так как храм является крестильным, особое значение имеет икона «Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Она непосредственно связана с Таинством Крещения.

В иконостасе симметрично иконе Крещения Господня будет расположена икона Сорока Севастийских Мучеников. В честь этого праздника и будет освящен Крестильный Храм.

Праздник в честь Сорока Севастийских Мучеников особо почитаем христианами. Мученичество, которые претерпели эти раннехристианские святые, является примером мужества и стойкости для верующих в наши дни. В городе Севастии было войско отважных воинов-христиан, которые совершили множество подвигов.

У Царских Врат иконостаса главного храма Росгвардии будут расположены иконы с ростовыми изображениями Спасителя и Богородицы. В этом иконостасе Богородичной иконой является Боголюбская икона Божией Матери, особенно почитаемая на Руси.

В состав иконостаса также войдут другие иконы, среди которых «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», икона с образами Святых Равноапостольных царя Константина и царицы Елены, икона с образами Святого Филиппа, митрополита Московского, Святого князя Игоря Черниговского и Святой мученицы Лидии, икона «Благовещение», икона «Евхаристия».

В мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского придерживаются древней техники написания икон – яичной темперы, заключающейся в использовании только натуральных материалов.

Темперные краски (яичная темпера) готовятся иконописцами вручную из растертых полудрагоценных камней (малахита, лазурита, гематита, минерального пигмента) в соединении с яичным желтком и вином. Яичная темпера через 200-300 лет каменеет, а устойчивость ее к внешним воздействиям намного превосходит любой из используемых минералов.

Для написания иконы используется доска из натурального дерева (липа, кипарис и др.), укрепленная сзади шпонками. На доску наклеивается тонкая ткань-паволока и наносится основа – меловой левкас. Левкас – смесь мела и клея (грунт под живопись), которая через несколько десятилетий превращается в монолит.

От повреждений окружающей среды икона защищается слоем льняной олифы. Следование древней технике написания иконы является гарантией ее долговечности.

Живой интерес у журналистов вызвало знакомство процессом написания икон. Мастера не только рассказали, но и продемонстрировали этапы создания святых образов на примере нескольких работ.

Сначала иконописец разрабатывает рисунок. Он наносится на подготовленный под него грунт – левкас тонкой кисточкой. На художественном совете мастерской рисунок обсуждается с ведущим художником, и после утверждения рисунка можно приступать к золочению иконы. Золочение иконы процесс кропотливый. На доску наносятся тонкие слои сусального золота. Затем они шлифуются и укрепляются. Далее краска равномерно наносится на поверхность иконы. После этого мастер приступает к прорисовке одежды и других деталей образа. Детали прорисовываются от крупных к более мелким. И только после всех предыдущих этапов иконописец приступает к работе над ликами – очень ответственной и требующей наибольшей духовной концентрации задаче.

Результатом работы иконописца является образ, созданный в соответствии с древними традициями и канонами, а так же с учетом новых иконографических разработок мастерской.